Китай, все более укрепляясь на мировой арене, становится популярным
центром бизнес-образования. Насколько оправданно отправляться за дипломом MBA в Поднебесную?
MBA в Китае: вчера и сегодня
С каждым годом Китай все больше развивает международное сотрудничество в области образования. Эта страна направляет самое большое количество учащихся на учебу за границу. С 1978 г. по 2004 гг. на учебу за рубеж в 103 страны и района мира выехало 810 тыс. китайских студентов. Также растет количество иностранных учащихся, приезжающих на учебу в Китай, в 2003 г. в вузах Китая обучалось 86 тыс. иностранных студентов из 170 стран мира.
Такой огромный и быстрорастущий рынок очень привлекателен для стран-поставщиков образовательных услуг. На образовательной выставке в Пекине в 2006 году ректор одной из представленных там британских школ изучения английского языка открыто заявил: «Для нас Китай – очень большой рынок, а рынок означает прибыль».
Последние десять лет зарубежные университеты пытаются поделить между собой сферы влияния на китайском образовательном рынке. Все возрастающее число желающих учиться на дорогих и престижных программах в Китае воодушевляет международные бизнес-школы на активный поиск партнеров для создания совместных учебных программ. Зарубежные вузы, изучив образовательный рынок Китая, его государственные регулирующие механизмы, сегодня уже активно набирают китайских студентов на обучение. В сотрудничестве с китайскими университетами учреждаются новые совместные программы по обучению индустриальному и торговому менеджменту, экономике, управлению бизнесом, иностранным языкам, информатике.
История программы MBA в Китае берет свое начало в 1991 году, когда была проведена официальная аккредитация программ делового администрирования. Тогда их насчитывалось только 9 и количество слушателей не превышало ста человек. Несмотря на то, что китайские МВА появились сравнительно недавно, они развивались стремительными темпами, чего, например, нельзя сказать о пятнадцати годах развития наших отечественных бизнес-школ. Сегодня в Китае уже 95 вузов предлагают свои программы MBA. Китайские программы делового администрирования постепенно выравниваются под иностранные, заимствуя положительный зарубежный опыт образовательного процесса и качество набора преподавательского состава. Сегодня профессора китайских МВА – это не просто профессора вузов, а тертые волки, имеющие опыт международного общения и опыт работы в транснациональных компаниях. Сравнительно низкая стоимость китайских программ, при наличии западных учебников и методик, делает их более привлекательными для тех, кто хочет приобрести связи и трудоустроиться именно в Китае или других странах Азии.
Кому выбирать MBA ?
Прежде чем отправляться в Поднебесную за дипломом MBA, стоит определиться с целями обучения.
Если нужна просто «бумажка», то можно не выкладываться ни интеллектуально, ни финансово. Вам не стоит искать престижных школ: подойдёт практически любая. В отличие от престижных школ, здесь не предъявляют особых требований к поступающим. Даже китайский язык, скорее всего, можно будет выучить попутно.
Однако будьте осторожны. Подобные так называемые junk MBA, "мусорные MBA", могут оказать Вам медвежью услугу - получение такого диплома не только ничего не даст, но и может уронить Вас в глазах работодателя.
Если диплом MBA необходим для успешной карьеры, то, конечно, имеет смысл подготовиться и подать документы в хорошую школу. Среди главных требований: опыт работы, чтобы вам было на что опираться в собственных исследованиях в процессе обучения, а также чтобы иметь возможность достойно обмениваться опытом с сокурсниками, участвовать в дискуссиях и т. п.
Чаще всего, студентами китайских MBA становятся сотрудники крупных компаний. Расходы на их обучение полностью или частично берет на себя компания. В таких случаях, как это принято в мировой практике, с сотрудником заключается контракт: если тот по окончании бизнес-образования в течение пяти лет перейдет в другую компанию, то за него новый работодатель должен будет заплатить “выкуп”.
Кроме того, растет число студентов, поступающих на программы MBA за свой счет. Поскольку в Китае небольшой процент менеджеров обладают дипломом MBA, у выпускников этих программ появляются широкие карьерные перспективы. Кстати, компании могут предложить сотруднику оплатить обучение самостоятельно, но в последствии компенсировать эти затраты более высокой заработной платой и продвижением по службе.
Еще одна категория слушателей, самостоятельно оплачивающая обучение, включает молодых бизнесменов. Для них вложения в диплом MBA - это инвестиции в имидж собственной компании.
Выбираем программу MBA
Строго программы MBA на китайском рынке можно поделить на две категории:
Первые - это собственные программы китайских государственных университетов, имеющие соответствующую аккредитацию, выдающие дипломы магистров бизнес администрирования государственного образца. Это 2-3 годичный курс, читающийся на китайском. Стоимость обучения 4-8 тыс.долларов. Для поступления на такие программы с 1997 года практикуется единый государственный экзамен. Программы имеют хороший процент трудоустройства китайских студентов в иностранных корпорациях, например: 71,2% выпускников 2005 года бизнес-школы шанхайского университета Фудань, 87% студентов первого выпуска Чанцзянской бизнес-школы (Cheung Kong Graduate School of Business MBA). Причем подавляющее большинство выпускников китайских MBA находят свое профессиональное применение в сферах производства (25% всех выпускников), также трудоустраиваются в телекоммуникациях (11,6%), финансовых услугах (10,5%), консалтинговых сферах (9,8%).
Особенностью таких программ является наличие дисциплин сугубо китайского идеологического характера. Например, в число основных дисциплин MBA включена теория и практика социалистической экономики, а также наука о коллективном поведении. Некоторые вузы включают в число обязательных тем для обучения этику менеджмента и идеологию управления в Древнем Китае. В остальном предметы программ MBA не сильно отличаются от общепринятых в мире (бухучет, маркетинг, стратегический менеджмент и др.)
Развитие такого вида школ имеет свои перспективы, подкрепленные международными тенденциями. Сегодня многие небольшие фирмы, ввиду больших зарплат выпускников мировых элитных школ MBA, предпочитают обращаться в сторону сильных местных бизнес-школ. По мнению QS, уже сегодня в Канаде, Германии, России, Австралии, Китае и других странах немало сильных местных бизнес-школ, которые вскоре смогут оказать реальную конкуренцию признанным лидерам.
Согласно рейтингу китайских программ MBA, первое место занимает Институт экономического управления при Университете Цинхуа, второе и третье места достались соответственно Институту управления Гуанхуа при Пекинском университете и Институту коммерции при Нанькинском университете. Кроме того, в десятку лучших учебных заведений Китая, готовящих специалистов по программам MBA, также входят факультеты менеджмента при Университете имени Сунь Ят-сена, при Сямэньском университете, при шанхайском Университете "Фудань" и Институте "Цзяотун", а также факультет международной промышленности и торговли при Институте внешней торговли и экономики, и факультет коммерции при Китайском народном университете в Пекине.
Второй вид – это программы, созданные в сотрудничестве с иностранными вузами. Эти программы также аккредитованы китайскими ведомствами, но обучение ведется, в основном, на английском, французском, испанском, корейском или японском языках – в зависимости от языка иностранного вуза-партнера. Сроки обучения составляют, как правило, около 2 лет, но существуют программы, рассчитанные на 17 и 18 месяцев. Как правило, иностранные школы берут за обучение в совместных китайских программах примерно на 30% меньше, чем в своих родных странах, подчеркивая при этом, что разница в цене никак не отражается на качестве. В частности, занятия в шанхайской школе Marshall ведут именитые гуру в области менеджмента, в том числе Алан Шапиро и Ларри Грейнер, прилетающие для этого из Калифорнии. Преподавание опирается на западные методики и учебные материалы. Количество иностранных преподавателей составляет от 10% до 96%. Причем, преподавательский состав все более тяготеет к имеющим опыт международного общения и опыт работы в компаниях (а не просто профессора вузов). Но и стоимость такого качественного образования соответствующая: в среднем, она колеблется от $8,5 тыс. до $27,5 тыс. и выше.
Лидером подобных международных китайских бизнес-школ является совместная Китайско-Европейская международная бизнес школа CEIBS (China-European International Business School), это совместное начинание Европейской Комиссии и Шанхайского Муниципалитета. Школа была основана 12 лет назад и в последние годы, согласно рейтингу Financial Times является бессменным лидером бизнес-школ не только в Китае, но и в Азии. Кроме того, CEIBS последние несколько лет стабильно входит в двадцатку лучших мировых MBA, согласно рейтингу Financial Times. А в 2005 году для обеспечения своим слушателям более конкурентоспособного уровня на мировом рынке школа предприняла решительный шаг – она стала первой и единственной среди китайских бизнес-школ, которая предложила совместную программу с американской Wharton School. Благодаря этому шагу в 2007 году CEIBS сумела прорваться на 11 место лучших в мире MBA.
Возможно также, секрет успеха этой школы заключается в традиционной ориентации на инновации, а также стремление удовлетворить запросы рынка, работать в мировом масштабе и подбирать "хороших" студентов. Студенты CEIBS доказали свою конкурентоспособность, победив в таких международных соревнованиях, как Confluence 2005 at IIM-A и International Essay Contest, несмотря на то что в них участвовали представители таких школ, как Harvard и Stanford.
Второе место в рейтинге на лучшую китайскую бизнес-школу занимает Hong Kong UST Business School (47-е место в мировом рейтинге). Школа уже несколько лет успешно позиционирует себя на мировом рынке бизнес-образования. HKUST первая в регионе прошла аккредитации AACSB International и EQUIS.
Made in China MBA: быть или не быть
У каждого из нас могут быть свои доводы «за» и «против» китайских МВА. Преимущество этих программ в том, что они в некоторой мере дают представление о китайской специфике ведения бизнеса и менеджменте, подсказывают, чем дышат и как взаимодействуют различные подразделения китайских или совместных транснациональных компаний, и могут одарить внушительным арсеналом управленческих навыков. Возможно, пока у программ МВА made in China нет мировой известности, но они приобретают авторитет, позволяя участникам расширить связи, приобрести возможных партнеров в работе на азиатском рынке и тем самым расширить горизонты будущей деятельности.
Впрочем, учеба не заменит опыта. У будущих слушателей MBA не должно быть иллюзий о том, что, прослушав 2-х годичный курс, они смогут внедрять систему сбалансированных показателей лучше квалифицированных финансистов, размещать средства в ценные бумаги лучше, чем сотрудники инвестиционных фондов, разбирать конфликтные ситуации лучше дипломированных психологов.
Косолапова Алена, консультант по обучению в Китае, автор
проекта www.studyinchina.ru
На главную
Пишите нам
|